Религия и культура Грузии в I-III веках нашей эры

Религия

Первые религиозные верования и представления зародились еще в эпоху палеолита и с развитием общества приняли окончательно сформированный вид. Каждая отдельная община, род, племя поклонялись своему божеству, причем, постепенно устанавливалось почитание божеств по принципу «высший-низший». Высшими божествами у грузин были луна, солнцеи звезды. Луна представлялась в образе мужчины, солнце в виде женщины. Эти представления отражены в древнейшем стихотворении, дошедшем до нас на мегрельском языке: «Солнце – мать моя, Луна – отец мой, а звезды – сёстры и братья мои». Священным животным Луны считался бык. Распространение культа быка в Грузии имеет давнишнюю традицию, что свидетельствует о том, что Грузия издревле была страной земледелия. Изображения быка сначала лепили из глины, а затем изготовляли из бронзы. Бычья голова была изображена на колхидской монете. В Грузии был также широко распространен культ солнца. Солнце было женским божеством, т.е. оно было Великой Матерью-богиней.

В конце IV века и начале III века до нашей эры обосновавшийся во Мцхете Азо воздвиг два идола: Гаци и Га. Напротив Мцхета на высокой горе, близ могилы легендарного этнарха Картлосагрузинский царь Фарнаваз воздвиг скульптуру главного божества Картли – Армази. Этим цель проводимой им религиозной реформы была достигнута – единое высшее божество служило делу объединения всей страны. Армазскому божеству в жертву приносили даже детей. Этот жестокий обычай был запрещен царем Ревом(предполагается, что за это грузинская историческая традиция называет царя Рева «справедливым»). Праздник в честь Армази устраивали в начале августа.

Как видно, месхетскими племенами было привнесено в Картли и другое божество – Задени. Его скульптура была воздвигнута у села Цицамури.

Интересно дошедшее до нас сведение Флавия Арианао том, что у входа в город Фазис стояла статуя восседавшей на троне богини, а у ее ног сидели львы. Львиная голова изображена на колхидской монете. Возможно, в Грузии был широко распространен и культ льва. В одном из погребений бронзовой эпохи найдена золотая скульптурка льва.

Культура

Колхида и Картлийское царство имели тесные связи с греческим миром, Римом и близлежащими восточными странами. Эти связи оказали большое влияние на культурное развитие Грузии.

О грузинской культуре того времени в основном можно судить по материалам археологических раскопок. На высоком уровне развития находилась архитектура. Об этом свидетельствует большое количество городов: Мцхета, Уплисцихе, Урбниси, Кутаиа, Родополис, Фазис, Диоскурия, Питиунт. Это были красивые города с мощеными камнем улицами, центральными площадями, дворцами, храмами и банями, жилыми зданиями и др. строениями. Баня была не только санитарно-гигиеническим учреждением. Она служила в этот период и местом, где собиралась общественность для развлечений и отдыха. Особо следует отметить городище, раскопанное на территории поселка Вани. Здесь обнаружены остатки различных строений, хорошо спланированные улицы, храмы и т. д. Уникальным памятником древности является высеченный в скале город – Уплисцихе. Построить такой город была в состоянии лишь экономически сильная страна, имеющая высококвалифицированных строителей, владеющих искусством строительного дела.

По сведениям Страбона, в Месхетском крае находился большой храм Левкотеи. Точное местоположение этого храма окончательно не выяснено. Предполагают, что он находился в Ацкуриили в Вани.

Высоко было развито и златокузнечество. Обнаружены замечательные изделия из бронзы и золота в захоронениях Самтавро, Бори, Армазисхеви. В Ванинайдена бронзовая фигурка богини победы Ники.

Археологическими раскопками обнаружены древнейшие памятники греческойи арамейской письменности. Во Мцхете, в Армазисхеви обнаружена билингваII века с двуязычной надписью (греческой и арамейской). Арамейский язык относится к группе семитских языков. Сегодня язык этот является мертвым языком, но на рубеже старого и нового летосчисления он был широко распространен во всей Передней Азии. Памятники грузинской письменности этого периода не обнаружены. Хотя, на некоторых предметах изображены знаки, схожие с грузинским заглавнымписьмом. Трудно судить, являются ли эти знаки грузинскими буквами или нет.

Большой интерес вызывает сведение у Аполлония Родосского в «Аргонавтике»: «У колхов хранятся написанные еще их предками кирбы, в которых указаны всевозможные морские и сухопутные пути и границы для приезжих путешественников». До сих пор не установлено, что из себя представляли эти кирбы.

Мераб Вачнадзе

Из книги «История Грузии (с древнейших времен до наших дней)»

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий