Севастополь в 1926 году: путешественники и криминал

Севастопольский Главпочтамт, 1920-е годы

Олег Софяник, специально для сайта «Тайны истории»

Год 1926-й был достаточно либеральным в Советской России. Закончились ужасы гражданской войны и красного террора. Был разгар НЭПА, частично допускалась свобода слова и некоторым категориям советских граждан даже был разрешен выезд за рубеж.

В 1926 году в Севастополь прибыл путешественник-пешеход Михаил Калинин. Глухонемой от рождения, 3 марта 1923 г он вышел из Благовещенска, что на берегах Амура, намереваясь пешком совершить кругосветное путешествие. Прошел Сибирь, Киргизию, Туркестан и Северный Кавказ. 16 марта 1926 г он дошел до Севастополя. В пути его захватывали дожди и снега, зной и адский холод. Из Крыма Калинин намеревался отправиться Персию, Турцию, Австрию, Испанию, Португалию, Бельгию, Германию и Англию. Конечная цель – Америка. Путешествовал Калинин без денег.

В том же году Севастополь посетил путешественник из Германии, рабочий Вальтер Штраубе. У него закончились деньги для дальнейшего кругосветного путешествия и севастопольские власти разрешили ему несколько месяцев поработать в парусной мастерской. После немец продолжил свое странствие.

20 марта 1926 года севастопольский комсомолец Волков вышел в поход в Среднюю Азию. Через Батуми он пешком добрался до Баку, а затем паромом в Красноводск. Оттуда в сопровождении осла и собаки он через Хиву и Самарканд имел намерение добраться до Афганистана, а затем до Китая. Ранее, в 1925-м Волков уже совершал одиночное пешее путешествие от Севастополя до Грозного, пройдя пешком все Черноморское побережье Кавказа и Грузию. С собой имел наган, приходилось отстреливаться от грабителей во время пути. 1 октября 1926 г Волков вышел из Красноводска. Журналистам он заявил: «Чем больше опасностей, тем интереснее, тем красочнее». В пути Волков пропал без вести.

Очень громко, с большой помпой в Севастополе весной 1926 г праздновали юбилей 31 летнего главы местного ГПУ и Особого отдела Черноморского флота Вольдемара Даубэ. Сын батрака из Латвии, латышский стрелок, активный участник красного террора, он сделал головокружительную карьеру в красной России.

Непростая была в том году и криминогенная обстановка в городе. Причем преступления совершали и работники карательных органов. Так, был арестован следователь Самуров за многочисленные взятки, пытки арестованных и изнасилования женщин-подследственных. Как выяснилось, под личиной следователя Самурова скрывался аферист из Одессы Соломон Соломонович Трахтенберг. А вот офицер ЧФ, капитан 3 ранга Эраст Величко взломал сейф на корабле и скрылся с крупной суммой казённых денег. Деньги он прокутил в Москве. А когда гулять в ресторанах и жить стало не на что, он сам сдался властям. Приговор трибунала – 10 лет строгой изоляции.

Было много случаев дезертирства из частей и кораблей. Так, в мае 1926 года из флотского экипажа бежал матрос Георгий Быков. 3 месяца он скрывался в городе. 1 сентября из экипажа бежал его приятель Киям Гильмудинов. Продали казённое обмундирование, а когда деньги закончились и беглецы стали голодать, то пошли на ограбление квартиры. Вместе с рабочим Федором Маликовым, его женой Анной и Иваном Поповым ограбили квартиру на лице Портовой. Деньги прокутили в тот же день в ресторанах. На следующий день всех арестовали. Время было либеральное и приговоры судов очень мягкими. Дезертиры получили по 1 году и 6 месяцев дисбата, а их гражданские подельники были приговорены к 11 месяцам заключения.

А вот к верующим отказывающихся от службы в Красной Армии относились куда строже. Призванный в стрелковый батальон Григорий Соболь заявил командирам, что он христианин и толстовец и служить в армии не будет по религиозным соображениям. Его перевели в хозчасть. Но и там он отказался нести какую бы то ни было службу. Непокорного христианина бросили в тюрьму. Трибунал приговорил Григория к 2 годам заключения с поражением в правах.

Такой вот интересный и насыщенный событиями 1926 год выдался в Севастополе.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий