Как иностранцы пришли к власти в Древнем Египте

Когда-то гиксосы правили Египтом, но они не были захватчиками.

Человек по имени «Абиша Гиксос» был частью иностранной делегации, описанной в картине на могиле Хнхомотепа II (около 1900 г. до н.э.)

Человек по имени «Абиша Гиксос» был частью иностранной делегации, описанной в картине на могиле Хнхомотепа II (около 1900 г. до н.э.). Это одно из самых ранних известных употреблений термина «гиксос».

Таинственная династия иноземцев, возможно, не вторглась и не взяла под контроль древний Египет, как долго думали. Скорее, этническая группа, известная как гиксосы, похоже, захватила власть в Египте инутри.

Гиксосы правили Египтом с 1638 г. до н.э. до 1530 г. до н.э. Но новое исследование, которое включало химический анализ зубов, собранных на гиксосских кладбищах, предполагает, что эта этническая группа процветала в Египте на протяжении поколений.

Хотя гиксосы были первыми иностранцами, которые правили древним Египтом, письменные записи об их правлении скудны. В течение сотен лет единственное известное упоминание о гиксосах было в греческом томе «Aegyptiaca» или «История Египта», написанном священником-птолемеем по имени Манефон, жившим в начале третьего века до нашей эры и ведшим хронику правления фараонов.

По словам Манефона, гиксосы сделали свой ход после конца Срединного царства Египта, которое рухнуло около 1650 г. до н.э. В то время, когда Египет был в смятении, лидеры гиксосов якобы возглавляли вторгающуюся армию, «несущуюся с северо-востока и покоряющую северо-восточную дельту Нила», – сообщили исследователи в новом исследовании, опубликованном 15 июля в журнале PLOS One.

Расшифрованные иероглифы позже предоставили историкам немного больше деталей о предполагаемом перевороте гиксосов, но рассказы об этой династии оставались предвзятыми и неполными. Согласно исследованию, египетские правители часто уничтожали записи или распространяли пропаганду о своих предшественниках, а люди гиксосов были связаны с «беспорядком и хаосом» династий, следовавших за ними.

Амулет с печатью с именем фараона Гиксоса Апофиса.

Амулет с печатью с именем фараона Гиксоса Апофиса. (Фото: Музей Метрополитен)

Неегипетские обычаи

В 1885 году археологи обнаружили руины столицы гиксосов города Аварис на участке в дельте Нила под названием Телль-эль-Даба, примерно в 75 милях (120 километрах) к северу от Каира. Последовали десятилетия раскопок; архитектурные детали и культурные артефакты, найденные на кладбищах, в храмах и резиденциях намекают на то, что гиксосы появились на Ближнем Востоке, говорит ведущий исследователь Крис Стэнтис, доктор наук, исследователь кафедры археологии и антропологии в Борнмутском университете в Пуле, Англия.

«Особенно интересны могилы с неегипетскими погребальными обычаями – чаще всего мужчин, похороненных с бронзовым оружием в сконструированных гробницах, без скарабеев или других защитных амулетов, как обычно хоронили бы египтян», – сказал Стэнтис в интервью Live Science.

«С большинством элиты были похоронены какие-то кони (возможно, ослы) вне гробниц, часто парами, как будто они готовы вытащить колесницу. Это не только внешняя характеристика стиля погребения, но и наводит на мысль о человеке с очень высоким статусом», – сообщил доктор Стэнтис.

Но задолго до того, как гиксосы стали правящей династией в 1638 году до н.э., волны миграции привели эту этническую группу в дельтовую область Египта, сообщили ученые в исследовании.

Миграция женщин

Стентис и его соавторы собрали образцы эмали с зубов 75 древних людей в трех местах в Телль-эль-Даба. Они тщательно исследовали эмаль на наличие изотопов стронция (вариации элемента), а затем сравнили соотношение с изотопами, сохранившимися в других останках и артефактах из региона и вдоль Нила, чтобы определить, были ли люди, живущие в Телль-эль-Даба, «местными».

«Стронций поступает в наш организм в основном через пищу, которую мы едим, – говорит Стентис. – Он легко заменяет кальций, так как он имеет такой же атомный радиус. Это то же самое, что свинец входит в нашу скелетную систему; хотя свинец опасен, а стронций — нет».

Поскольку стронций отражает основную геологию региона, а геохимия зубной эмали формируется в раннем возрасте, люди, чьи показатели эмали соответствуют местным значениям, считаются локальными для региона, пояснил Стентис.

Ученые также использовали геохимический анализ, чтобы определить пол людей, чтобы лучше понять соотношение мужчин и женщин в столице гиксосов.

Изотопы в большинстве зубов, принадлежащих 36 особям, идентифицировали их как поселение в Египте до начала династии Хискос, что противоречило повествованию о том, что гиксосы впервые появились как агрессивная армия. Интересно, что широкий диапазон значений изотопов намекает на то, что иммигранты «не родом из одной единой родины», представляющие «обширное разнообразие происхождения», согласно исследованию.

Химический анализ зубов также показал, что 30 человек были женщинами, в то время как только 20 человек были мужчинами. Если бы гиксосы появились в Египте как захватчики, первая волна гиксосов, вероятно, была бы полностью мужской, потому что в древних обществах мужчины обычно были воинами. Для сравнения, большое количество женщин-иммигрантов, предшествовавших династии Гиксосов, позволяет предположить, что женщины были в авангарде миграции гиксосов в Египет, сообщили исследователи.

«В некоторых предыдущих исследованиях говорилось о том, что мужчины переезжают в Египет: судостроители, торговцы, наемники. Концепция перемещения женщин, как семьи или, возможно, в одиночку, на самом деле не обсуждалась», – пояснил Стентис. – Нам нужно больше смотреть на то, кем были эти женщины и почему они переехали, но тот факт, что женщин больше, чем мужчин, меняет многое».

Для более четкой картиной того, когда гиксосы прибыли и как они поселились в Египте, следующие шаги исследования будут включать в себя обобщение того, как гиксосы адаптировались к обычаям своего нового дома и как они смешали новые обычая со своими собственными культурными традициями, сказал Стентис.

«Иммигранты первого поколения похоронены в в ближневосточных стилях, или они продолжают свои родовые погребальные обычаи, несмотря на то, что они родились и выросли в Дельте? – вопрошает он. – Диетические изотопы также позволили бы нам подумать о том, едят ли пришельцы значительно отличающиеся от местных жителей продукты или быстро переходят на традиционную египетскую пищу».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий