Побег в Финляндию. История Вячеслава Черепанова

Олег Софяник, специально для сайта «Тайны истории»

Вячеслав Черепанов из ВильнюсаВ конце августа 1968 года в Вильнюсе появились листовки, осуждающие советскую интервенцию в Чехословакию и призывающие граждан активно бороться с советским строем. КГБ немедленно приступил к поиску участников этой акции. Спустя несколько дней был разыскан и арестован 18 летний студент Вячеслав Черепанов. Суд приговорил его к 2 годам лагерей. Срок отбывал мордовской политзоне.

После освобождения в 1970 г вернулся в Вильнюс. На работу никуда бывшего политзека не брали. И тогда КГБ предложил Черепанову сотрудничество. Сейчас в Литве рассекречены архивы КГБ и поэтому имеется наиболее полная картина происходившего в то время. Черепанов пошел на вербовку. По его словам, он хотел перехитрить КГБ и, создавая видимость агентурной работы, с помощью КГБ выехать на Запад.

Но с дьяволом игры очень опасные. С сатаной ни в какой контакт вступать нельзя, а надо прогонять нечистую тварь крестом и молитвой. Черепанов же решил поиграть с адской силой. Он получил хорошую работу, а затем даже стал студентом дневного отделения философского факультета Вильнюсского университета. Студент исправно давал информацию гебистам, настойчиво просил отправить его на Запад, объясняя, что там он будет больше полезен, но никто выпускать его из Союза не собирался.

В 1978 годуВячеслав Черепанов знакомится с гражданкой Канады Йоландой Вайчетис, прибывшей в Вильнюс из Франции на курсы литовского языка. Они пытаются оформить брак, но КГБ не допустил этого. В августе 1978 г Йоланду высылают из СССР. А когда в декабре 1978 она пытается опять приехать в Союз к Вячеславу Черепанову, ей не дают въездную визу.

Вячеслав взбешён таким отношением к нему властей, ведь Йоланда ждёт ребенка. В 1979 году он даже отправляет заявление в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой лишить советского гражданства и даёт обширное интервью западным корреспондентам. В январе Черепанов обратился к своим связям за рубежом за помощью получения приглашения в Израиль. Получил приглашение, даже начал копить деньги на отъезд. Обратился в ОВИР, но ему было отказано.

Тем временем КГБ не оставлял его в покое и требовал активно внедряться в среду литовских националистов. Его стали подозревать в диссидентских кругах. В ноябре 1979 г в эмигрантской газете » Драугас » была помещена статья американского журналиста Фишера » Как советские шпионы ищут контактов «, где Черепанов фигурировал как провокатор КГБ.

В июне 1980 года в Вильнюс прибывают американские корреспонденты Клоуз Кевин и Дэвид Сэттер. КГБ поручает Черепанову встретиться с ними. Но отчёт, который предоставил Черепанов, не нравится чекистскому руководству, которое начинает подозревать, что он ведёт двойную игру и не искренен с ними. «Встреча Черепанова с корреспондентами оперативной техникой не записывалась и не контролировалась, поэтому неизвестно, как в действительности все происходило», – докладывал глава Вильнюсского ГБ в Москву.

Поняв, что его кураторы чекисты никогда на Запад не выпустят, Вячеслав Черепанов готовит нелегальный переход границы. В марте 1980 г он познакомился в Москве с финским гражданином Хейкки А Сурье и обсудил с ним возможность ухода за границу. Хейкки согласился помочь ему и в мае 1980 г привез в Вильнюс карту, на которой были помечены несколько безопасных мест перехода советско-финской границы.

Черепанов знакомится со студентом техникума Суровецем, 16 лет. Тот постоянно слушает западные радиостанции и мечтает бежать на Запад. Они приступают к сбору информации о нарушении прав человека в СССР, чтобы опубликовать собранные материалы в западной прессе. Черепанов подготовил также рукопись своей книги антисоветской направленности для напечатания на Западе.

Ночью 30 июня 1980 г Черепанов и Суровец напали на стрелка ВОХР и забрали у него наган с патронами. На следующий день друзья выезжают из Вильнюса в Ригу. Оттуда Вячеслав отправляет письмо во Францию своей невесте, в котором извещает ее, что возможно уже в июле он увидит ее и они наконец то будут вместе. Письмо было перехвачено КГБ, но осталось без внимания. Из Риги они отправляются в Ленинград, оттуда поездом добираются до Медвежьегорска Карельской АССР.

4 июля они прибывают в Карелию. Им предстоит проделать тяжелейший путь в 150 км к границе через леса и болота. Вечером 7 июля они вышли в район расположения погранзоны. Сразу же попали в поле зрения агентов советских пограничников, но пограничное начальство проявило халатность и не задержало их. 10 дней они продвигались по пограничной зоне.

На маршруте беглецов было 11 агентов и 44 доверенных погранслужб КГБ. Столько стукачей, а им удалось пройти незаметно. Смельчакам фантастически везло. Наконец мрачным дождливым утром они вышли к столбам проволочных заграждений. Многодневные утомительные переходы, зверьё, страхи, непогода, комары и вдруг такое препятствие! Неужели все напрасно?

Двое суток они возились у колючей проволоки, изучали ограждение, искали где можно преодолеть его. И, наконец, в ночь на 19 июля сделали лаз под проволоку и перешли на финскую сторону. Сигнальная пограничная система сработала, но прибывший пограничный наряд следов у проволоки не нашел, шел дождь, а он, как известно, смывает все следы.

А парни тем временем стали быстро удаляться от опасного места в глубь финской территории. Радость их была неописуемая. Все плохое позади, все новое и хорошее впереди, они совершили невозможное, они достигли великой цели. Но увы, через несколько дней финские полицейские задержали беглецов и 24 июля 1980 г их выдали империи зла.

У погранцов начался разбор полетов. За то, что допустили побег за границу, были сняты со своих должностей начальник 11 тыловой погранзаставы, начальник 2 погранзаставы, начальник 3 заставы, начальник 1 погранкомендатуры. За ротозейство, благодушие, халатное отношение к исполнению своих прямых обязанностей строго наказаны офицеры и солдаты заставы, где произошел прорыв границы.

Ну а Черепанов и Суровец предстали перед судом. Суровец, как несовершеннолетний был приговорен к 3 годам лагерей. Черепанов, за измену родине, получил 12 лет лагеря и 4 года последующей ссылки. Срок он отбывал в пермской политзоне. Спустя 10 лет, в 1990 году был помилован и вышел на свободу. Вскоре уехал во Францию к своей невесте. Сейчас живёт в Париже, глава крупной риэлторской компании. Такой вот счастливый конец у этой истории.

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115% }

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий